- Главная /
- Нормативно правовые акты /
- Порядок обжалования муниципальных правовых актов
Порядок обжалования муниципальных правовых актов
Порядок обжалования муниципальных правовых актов
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Порядок обжалования муниципальных правовых актов в соответствии со ст. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) следующий:
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом Администрации Нарымского сельского поселения или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ). В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 ГПК РФ. Заявление подается в Парабельский районный суд.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, и содержать дополнительно данные о наименовании Администрации Нарымского сельского поселения или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Оспаривание нормативных правовых актов Администрации, в порядке, предусмотренном главой 23 АПК РФ.
В соответствии со статьями 191-192 АПК РФ: дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 23 АПК РФ.
Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого Администрацией, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.
Согласно статье 193 АПК РФ заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ. В заявлении должны быть также указаны:
• наименование Администрации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
• название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;
• права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;
• название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;
• требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
• перечень прилагаемых документов.
К заявлению прилагаются:
1. уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
3. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
4. копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
5. доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.
Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Во внесудебном порядке гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом Администрации Нарымского сельского поселения или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, могут подать жалобу на нормативный акт в органы прокуратуры.
В соответствии с законодательством российской федерации, допускается обжалование решений Администрации Нарымского сельского поселения, действий (бездействий) должностных лиц, муниципальных служащих в судебном и досудебном порядке.
Во внесудебном порядке гражданин, организация, считающие, что принятым решением Администрации Нарымского сельского поселения, действием (бездействием) должностного лица, муниципального служащего, нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, могут подать жалобу на решение непосредственно Главе Нарымского сельского поселения.
Заявители имеют право обратиться с жалобой лично или направить письменное обращение, жалобу (претензию).
При обращении заявителей в письменной форме рассмотрение обращений граждан и организаций осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области.
Обращения иных заинтересованных лиц рассматриваются в течение 30 дней со дня их поступления в Администрацию Нарымского сельского поселения.
Специалисты проводят личный приём заявителей по жалобам в соответствии с режимом работы Администрации Нарымского сельского поселения.
При обращении заявителей в письменной форме срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента регистрации такого обращения.
В исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении проверки), а также в случае направления запроса другим органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов, Глава Нарымского сельского поселения вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя.
Заявитель в своём письменном обращении (жалобе) в обязательном порядке указывает либо наименование органа, в которое направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), полное наименование для юридического лица, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Если в письменном обращении не указаны фамилия заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не даётся.
Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не даётся, о чём сообщается заявителю, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Так же во внесудебном порядке гражданин, организация, считающие, что принятым решением Администрации Нарымского сельского поселения, действием (бездействием) должностного лица, муниципального служащего, нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, могут подать жалобу на решение в органы прокуратуры.
В соответствии с гл. 25 АПК РФ, судебный порядок обжалования порядок решений Администрации Нарымского сельского поселения, действий (бездействий) должностных лиц, муниципальных служащих, следующий:
Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) Администрации Нарымского сельского поселения, должностного лица Администрации Нарымского сельского поселения, муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в орган местного самоуправления, к должностному лицу, муниципальному служащему.
Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 ГПК РФ.
Оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Администрации, должностных лиц, в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В соответствии со статьями 197-198 АПК РФ: дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Администрации, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главой 24 АПК РФ.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Администрации, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Администрации, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно статье 193 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Администрации, должностных лиц, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ. В заявлении должны быть также указаны:
• наименование Администрации, должностного лица, принявших оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие).
• название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом ненормативном правовом акте, решении, действии (бездействии).
• права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом решением, действием (бездействием).
• название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт решение, действие (бездействие).
• требование заявителя о признании оспариваемого акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными.
• перечень прилагаемых документов.
К заявлению прилагаются:
1. уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
3. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
4. копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
5. доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.